0 0

Влияние интернета на психику

Влияние интернет-технологий.

Влияние интернета на жизнь человека XXI века невозможно отрицать. Но какое он оказывает влияние? В чем оно проявляется?

Интернет-технологии изменили разные сферы нашей жизни. Представить жизнь без интернета очень сложно. Его появление не только повлияло на работу и развлечения, но и такие важные сферы человеческой жизни, как отношения, семья, любовь, воспитание детей и многие, многие другие. Для очень большого количества людей интернет стал частью жизни, без которой человек уже с трудом себя представляет.

Использование интернет-технологий не нуждается в рекламе. Положительное влияние интернета на общество очевидно. Благодаря ему появились новые рабочие места, упростилась рутинная работа, перед людьми открылся целый мир, исчезли коммуникационные барьеры.

Но как влияет интернет на психику человека? Как это ни удивительно, но исследований, посвященных изучению влияния интернета на личность, мало.
Вот, что пишет Джоан Фримен, профессор, президент-основатель Европейского Совета по высоким способностям, обладательница награды Британского психологического общества за выдающийся вклад в развитие психологии, консультант по развитию одаренных детей.

«Энтузиасты электронных сетей превозносят особую легкость и скорость осуществления коммуникаций, присущую им. Соответственно, довольно распространенным убеждением является то, что все эти мощные новые средства работают на благо цивилизации. Часть педагогов стремятся к внедрению и распространению электронных сетей, так как видят в них новые пути развития одаренности и таланта. В связи с этим встает вопрос, действительно ли это стремление полностью оправдано?

Имеющиеся сегодня научные данные по воздействию интернета на людей и общество нельзя рассматривать как надежные и точные. Проведенные и опубликованные исследования часто представляют диаметрально противоположные результаты и несовместимые друг с другом выводы. Другими словами, невозможно описать с высокой степенью определенности, какое влияние на людей оказывает интернет, тем более – оценить то, какие воздействия могут быть положительными и какие отрицательными».

В этой статье мы опираемся только на научные исследования, посвященные изучению влияния интернета на жизнь человека.
В основном речь пойдет про негативное влияние интернета.

 «Предупреждён — значит вооружён» - гласит известная латинская пословица.

Использованные источники:Wang X., Guo Y., Yang M., Chen Y., Zhang W. Information ecology research: past, present, and future. Information Technology and Management, 2017, 18(1); Wardle C., Derakhshan H. Information Disorder. Toward an interdisciplinary framework for research and policymaking. Council of Europe report DGI (2017)09. Published by the Council of Europe F-67075. Strasbourg-Cedex, 2017; Young K.S. Clinical aspects of Internet addiction disorder. Медицинская психология в России, 2015, 4(33); Цифровое общество как культурно-исторический контекст развития человека: сборник научных статей Государственный социально-гуманитарный университет, 2016; Гапанович С.О., Левченко В.Ф. К вопросу об информационной антропоэкологии. Принципы экологии, 2017, No. 4, 4–16. doi:10.15393; Гребенникова О.В., Хузеева Г.Р. Особенности восприятия социальной действительности современными подростками Психологические исследования, 2018, том 11 № 58; Иванова И.В. Социализация молодежи в контексте информационных предпочтений. Психологические исследования, 2018, том 11 № 61, и др.

Жизнь современного человека без интернета невозможна. Хотим мы этого или нет. Даже если мы сами им не пользуемся, то все вокруг без него не обходятся. Влияние интернет-технологий велико и, скорее всего, будет только расти.

В первую очередь он влияет на подростков, т.к. стал неотъемлемой частью социальной ситуации их развития.

Опрос Фонда развития интернета в Москве показал, что пользуются интернетом 98-99% школьников.  В целом по России интернетом пользуются 90% подростков.

В чем проявляется влияние интернета на подростков?  Так ли оно опасно, как считают многие взрослые?

 Исследования показали, что подростки в возрасте 16-17 лет достаточно реалистично представляют себе риски, которые таит интернет.

На первых местах по значимости интернет-ресурсов для подростков стоят социальные сети, просмотр новостей, возможность творчества, возможность просмотра и обмена видео.

Для многих подростков интернет является пространством, где они могут реализоваться, проявить себя через творчество. Этому способствует ощущение безопасности, снижение зависимости от мнения других, возможность выразить себя, эмоциональный комфорт – все это дает подросткам интернет.
Информационное влияние интернета на подростков двойственно. С одной стороны, структурированная информация помогает  организованности в ее получении и обработке. С другой стороны, информация из интернета поступает часто в готовом виде и основывается на интерпретации ее автора. Но тревога родителей и педагогов по поводу негативного влияния интернета на подростков часто преувеличена.
Исследования показывают, что большинство подростков могут вполне критически относиться к информации из интернета.

Влияние интернета на подростков достаточно стихийно, т.к. в нем есть разные группы со своими нормами и ценностями, но не несущие ответственность за размещенную информацию. Восприятие подростком этой информации зависит от доверия или недоверия к источнику, и от того, какое значение  она имеет для подростка. Но информация не всегда нейтральна. Она может существенно влиять на поведение человека.  

Часто значение и влияние этой информации зависит от той ситуации, в которой подросток находится, от его взаимоотношений в семье и со сверстниками.

Если система отношений подростка с его ближайшим окружением недостаточно удовлетворяет потребности подростка, то он ищет компенсацию в интернете. Это, в свою очередь, может привести к тому, что интернет становится для подростков средством, с помощью которого еще больше усиливается изолированность от реальной жизни. Проблемная ситуация в отношениях с окружающими еще больше возрастает.

В заключение мы можем констатировать, что для современных подростков интернет стал привычной и удобной частью повседневной жизни. В этом пространстве подростки вступают в отношения с другими людьми, постепенно включаются в жизнь общества, узнают больше о себе и своем месте в мире, находят интересующую информацию и способы для реализации себя в творчестве. Риски негативного влияния интернета на подростка, разумеется, существуют, о чем было сказано выше.

Но негативное или положительное влияние интернета на подростка во многом зависит от того, в какой ситуации он живет.

Подростки (и взрослые люди тоже) компенсируют в интернете те свои потребности, которые не удовлетворяются в реальной жизни.

Профессор Массачусетского технологического университета Шерри Теркл в своих исследованиях о том, как рост и развитие новых технологий изменили психологический профиль человека приводит данные, что подросткам проще представить психологическую близость с роботом, чем с родителями. Большинство из опрошенных мальчиков-подростков (четырнадцати – семнадцати лет) признались, что предпочли бы пойти за советом к роботу, нежели к отцу.
Но виноваты ли в этом только информационные и другие технологии?

Влияние интернета на личность человека.

В современном мире интернет-технологии стали средством, с помощью которого человеку транслируются социальные нормы и ценности, правила восприятия чего-либо, установки и стереотипы поведения. 

Одна из форм негативного информационного воздействия интернета на человека – это манипуляции. Их целью является изменение взглядов человека, ценностей, отношения к каким-то сторонам жизни и т.д. Отметим, что манипуляция предполагает сознательное действие, направленное на разные стороны психики человека.

Наиболее частые способы манипулирования:

  1. Сознательное искажение информации, направленное на введение в заблуждение или нанесения вреда.
  2. Фальшивые новости (fake news), когда какое-то событие или человек представляются искаженно.
  3. Специальный отбор информации (фильтрация).
  4.  Личностно-ориентированное информационное воздействие.
  5. Подлинная информация распространяется вместе с фальшивой, представленной в общем контексте.

Часто та или иная новость носит эмоциональный характер. Поэтому пользователь может усваивать не только информацию, но и эмоции, которая она несет. Но эмоции в информацию вкладывает ее автор. А эмоции во многом определяют психическое состояние человека и его отношение к действительности.

Интернет может влиять на эмоции человека и восприятие им окружающей действительности.  

Важным для понимания процесса распространения информации в интернете являются представления об «эхо-камере» и «фильтрующих пузырях». Что это такое?

 «Эхо-камера» возникает, когда информация, ценности и убеждения человека получают подтверждение, когда он общается только с людьми, разделяющими его взгляды.

«Эхо-камера» возникает в соцсетях. Она подкрепляет и закрепляет  мировоззрение человека. Он все больше начинает ощущать единственную правильность своих взглядов, не видит разнообразия мнений и подходов. «Эхо-камера» часто искажает истинную картину действительности из-за распространения в ней искаженной или ложной информации. В ней люди проводят время, в основном, соглашаясь друг с другом, а если и меняют свою точку зрения, то без обмена мнениями с теми людьми, которые думают иначе, – поскольку такие люди, имеющие иное мнение, не попадают в их круг общения.

 «Фильтрующий пузырь». Алгоритмы поисковиков и социальных сетей настроены так, что они анализируют он-лайн поведение пользователя – его поисковые запросы, интересы, местоположение. В результате, пользователь получает информацию, согласованную с его интересами и прошлой точкой зрения. Влияние интернета на человека проявляется в этом случае в том, что «фильтрующий пузырь» играет роль цензора и редактора информации, поступающей к человеку. Можно сказать, что информация в интернете поступает к человеку как бы через настроенный специально для него фильтр.

Но так уж страшны «эхо-камера» и «фильтрующий пузырь»?   Исследования показали, что пользователи интернета часто перепроверяют информацию.

Люди, ищущие информацию в интернете, часто перепроверяют её в других источниках. Точных данных о процентах людей, проверяющих информацию  и полностью доверяющих интернету, нет. Известно только то, что это зависит от разных факторов: возраста, взглядов и конкретной обстановки, в которой находится человек. Есть исследования, показывающие, что в разных странах люди  по-разному склонны доверять информации из интернета.

Просто надо всегда помнить об «эхо камере» и «фильтрующем пузыре».

Необходимо знать, что люди склонны обращать внимание и придавать наибольшее значение той информации, которая подтверждает их взгляды и поведение. И, наоборот, придавать меньшее значение или полностью игнорировать информацию, им противоречащую. Это тоже способствует усилению влияния информации из интернета на психику человека.

Еще одно негативное влияние интернета и информационных технологий на психику человека.

Если на человека идет очень большой поток противоречивой информации, то психологически возникает сложность в выборе «правильной», в соотнесении ее со своими нормами, взглядами, ценностями. Противоречивость может приводить к экзистенциальному кризису, невротизации.

Также многие исследователи отмечают, что из-за доступности и большого объема информации образ действительности начинает восприниматься фрагментарно, имеет «клиповый» характер, содержит большое количество стереотипов. Это может приводить к тому, что человек с трудом может осознавать противоречивость различных представлений, не видеть конфликтных смыслов или картины «в целом». В этом состоит одно из негативных влияний интернета на психику человека.

Возникает «информационный парадокс»: количество и доступность информации возрастает, а ее качество и понимание снижается. Отрицательное последствие избытка информации приводит к понижению надежности знаний, т.к. в таком потоке трудно выбрать наилучшее решение какой-либо проблемы. К тому же, принцип размещения информации в интернете позволяет распространять и недостоверные сведения или специально, или из-за ошибочных взглядов автора.

С другой стороны, появляется навык быстрой переработки и упорядочивания информации, она излагается короче, не теряя понятности и убедительности. Люди учатся более коротко и емко излагать свои мысли, работать с большим количеством информационных источников, оценивать их надежность. Такое положительное влияние интернета проявляется, прежде всего, у молодежи, которая выросла в новом информационном обществе.

Про уход от реальности.

Одним из самых негативных аспектов влияния интернета на человека часто считают игры. Но так ли это?

Исследования, проводимые с подростками, показывают, что игровая активность занимает достаточно большее место в их жизни. Но в большинстве случаев игры для подростков – это, прежде всего, общение с другими людьми, в том числе и с теми, с которыми они познакомились в обычной жизни.

Взрослые тоже играют в игры. Но, в отличие от подростков, игры в интернете для них гораздо реже играют функцию общения, в основном, это средство «отключения» от забот, ухода из реальности.

Исследования показывают, что умеренное, не переходящее в зависимость увлечение интернет-играми не наносит ощутимого вреда психике человека.

Гораздо более значительное влияние интернета и информационных технологий на общество и жизнь человека проявляется в нечеткости и большом количестве социальных норм, противоречивых представлений о «правильном» и «неправильном» поведении, «успешности» или «неуспешности», размывании  границ между реальным и виртуальным миром, вымышленным и действительным. Негативное влияние интернета в этом случае состоит в том, что человек не всегда может провести границу между виртуальным и реальным мирами, что нарушает адаптацию в реальном мире.

Общение в интернете.

Возникновение форм общения с помощью интернет-технологий оказывает все большое влияние на понимание себя и других людей, что может приводить к трудностям в реальном общении и адаптации к жизненным ситуациям. С одной стороны, интернет-общение помогает преодолеть тревожность, почувствовать себя более защищенным и свободным в самовыражении, повысить свою самооценку.

С другой стороны, выражение себя (самопрезентация) в интернет-среде происходит, как построение своего образа «для других», Большинство людей переносят в виртуальную реальность то, чего им не удалось сделать в эмоциональном и ментальном плане.

Причем в разных группах этот образ может отличаться. Человек сознательно его строит в соответствии с нормами определенной группы. Но в реальной жизни он может не соответствовать этому образу. Это приводит к тому, что «настоящая» жизнь проходит в виртуальной среде, которая становится убежищем от реальности.

Человек перестает ценить отношения, т.к. в виртуальной среде он может их легко начинать или разрывать.

Одним из примеров этому являются интернет - знакомства. На сайтах знакомств люди строят свой образ в соответствии со своими представлениями о привлекательности. При этом они скорее выстраивают свой «идеальный», чем реальный образ, даже иногда реализуют в нем свои мечты. Но, переходя из виртуальных в реальные, такие знакомства приводят к разочарованиям и быстро прекращаются.   

Детально о влиянии интернета на человека, его психику и на общество в целом невозможно написать в короткой статье. Эта проблема сложная и  далеко не однозначная.

Вашему вниманию предлагаем отрывок из книги психолога, нейрофизиолога, участника совместного исследования, проводимого Академией наук Финляндии и Институтом психологии РАН  Федора Левшенко.

Автор профессионально занимается изучением влияния интернета на человека, его психику и общество в целом.

Из книги: «Темная сторона технологии. Влияние интернета на психику».  

(Целиком книгу в печатном или электронном (pdf) виде можно приобрести в нашем магазине)

«Эта книга предлагает широкий взгляд на вещи, здесь вы найдете разносторонний и сбалансированный анализ. Я не направляю повествование к конкретному выводу вроде «Технологии плохи» или «Давайте выбросим все компьютеры».

Я желаю вам получить удовольствие при чтении книги и надеюсь, что сей набор символов позволит хоть немного разнообразить ход ваших мыслей. И приношу извинения тем, кто думает, что если почаще повторять «нет проблем», то трудности растворятся сами собой.

В надежде помочь людям в их эволюции, я хочу показать мир с другого ракурса, о котором человечество пока еще не думает: что же такое технология – друг или враг? хорошо ли, что виртуальные друзья стали ближе, чем реальные? нормально ли ради участия в компьютерном сражении проигнорировать выезд на природу? Буду честен с вами – я не знаю ответов. Для каждого они будут свои. А потому на страницах этой книги я только задаю вопросы, подкрепляя их рассуждениями и примерами. Одновременно я надеюсь, что ваши собственные размышления подарят вам ряд ключей, которые откроют дверь в затаенную и трудноразличимую область – природу человека.

Читая эту книгу, вы познакомитесь с примерами того, как технологии изменили жизнь человека. Я расскажу читателю про современные новинки, которые мешают жить полной и богатой жизнью. И какую опасность таит в себе бездумное использование новых технологий. Все, что я пишу, базируется на данных, полученных в западных странах. В России подобные исследования никогда не проводились. Но, как показывает история, «их будущее вскоре придет и к нам».

Я не знаю, когда станет возможно настраивать сознание ровно так же, как сейчас программируют компьютеры. Однако для меня неоспоримо, что умные устройства уже сейчас программируют и настраивают нашу жизнь. Моя знакомая заметила изменения в поведении студентов, если учебная аудитория была подключена к Wi-Fi. Когда класс был изолирован от Глобальной паутины, студенты активно участвовали в процессе обучения: выполняли задания, обсуждали решения. В случаях, когда Wi-Fi-соединение имелось, у преподавателя создавалось ощущение пустой комнаты. Молодые люди были на Facebook или YouTube, но никак не на лекции.

Моя коллега решилась на отчаянный шаг и запретила любые электронные средства во время лекций. В аудитории дозволялось пользоваться только бумагой и ручкой. То, что случилось потом, нетрудно вообразить. Студенты отчаянно протестовали. Самые горячие даже собирались писать жалобу в Министерство образования. Конечно, они не отстаивали право сидеть в социальных сетях, их аргумент звучал так: «Мы не можем конспектировать без компьютеров».

Подобный запрет не мог продержаться долго – через месяц студентам снова разрешили делать на лекциях все, что угодно. Мне запомнился порыв, который объединил всех учащихся. У ребят отняли огромную ценность, и они плечом к плечу стали на ее защиту. Из всего потока была только одна студентка, которая поблагодарила преподавательницу за необычное нововведение: «Теперь компьютер не отвлекает, и я могу сосредоточиться на учебе», – сказала она.

Эта ситуация показала, как плотно поклонение «компьютеру» засело в наших головах. Представители множества областей деятельности настаивают на том, что их работа теперь просто невозможна без интернета и телефона. «Целую вселенную можно поместить в маленькой коробочке. Там есть все, что нужно». Интернет освободил людей от привязи к рабочему месту. Теперь появилась возможность трудиться, не выходя из дома. Женщина, например, может не брать декретный отпуск, а совмещать заботу о ребенке с деловыми обязанностями.

Все эти достоинства неоспоримы, но не бывает света без темноты. В «награду» за удобства компьютерный мир забирает нас самих. В новой реальности именно технология определяет границу и рамки происходящего. Так, технический прогресс уже незаметно скорректировал правила одной из самых консервативных игр на планете: в 2015 году Федерация футбола Голландии приняла решение наказывать желтой карточкой футболистов, сделавших селфи на поле во время игры.

Жизнь неоспоримо меняет облик под прессом технологии. Например, чувство интимности изменилось до неузнаваемости. Многие не стесняются обсуждать личные проблемы по телефону среди совершенно незнакомых людей. Человек подносит трубку к уху и как бы исчезает, но мы-то его слышим, хоть и стараемся делать вид, что не слышим. Так мобильные устройства уже «поправили» отношения между людьми.

Прямо сейчас умные машины настраивают и изменяют жизнь в соответствии со своими «нуждами». В прошлые десятилетия человек жил в обществе, ориентируясь на то, что считалось правильным: выполнял свою работу, был примерным соседом и добропорядочным семьянином. Теперь ценности нового времени изменили социальную картину мира. Роль человека сдвинулась с «быть» до «представлять собой». Форма начинает превалировать над содержанием. Иными словами, не так важно, какой ты есть, – главное, как это выглядит.

Посмотрите на новые межличностные отношения: они целиком подчинены правилам виртуального мира. Романтизм, близость, душевность теперь сведены до картинок на экране. Люди общаются механически, «чувственность» больше не имеет внутренней ценности. На страницах этой книги я покажу, что в виртуальной реальности человек испытывает мнимое чувство причастности, любви и уважения. Вы увидите, как иллюзия социальной принадлежности приводит людей к отношениям с машинами. Например, мужчина нуждается в любви, но удовлетворяется сексуальными контактами с роботом.

Очевидно, нельзя уйти от себя в объятия технологии. Вымышленный мир – не лучшее решение. В виртуальном королевстве душевная потребность не исчезает, а, как забинтованная рана, лишь реже напоминает о себе. Я склоняюсь к мнению, что именно неспособность в полной мере удовлетворить потребность в чувствах мешает человечеству жить полноценно и радостно. Так делает ли техника нашу жизнь легче или, наоборот, сложнее?

Из книги Ф.Левшенко «Темная сторона технологии. Влияние интернета на психику».

Целиком книгу в печатном или электронном (pdf) виде можно приобрести в нашем интернет-магазине.